Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
читайте также:
The end? Foul birds defile my skull. The new king's praises fill the land. He clings to precepts, simple, dull; His pyramids on bases stand...
Бене Стивен Винсент   
«The Innovator»
читайте также:
5 Число для молитвы - десять мужчин - миньян. Евреи приписывают особую силу молитве в собрании десяти мужчин, по сказанному (Руфь 4:2): "Он взя..
Шмуэль Йосеф Халеви Чачкес Агнон   
«В сердцевине морей»
читайте также:
Он говорит в начале своей "Истории Женевы", что "с того времени, как он начал читать историю народов, он почувствовал влечение к республикам и прин..
Василий Андреевич Жуковский   
«Джордж Гордон Байрон. Шильонский узник»
       Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринПроизведенияДневник провинциала в Петербурге
Ваши закладки:
Вы читаете «Дневник провинциала в Петербурге», страница 91 (прочитано 28%)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Дневник провинциала в Петербурге»



Стало быть, ни в энтузиазме, ни в презрении к металлу недостатка не
было, только применение их было несколько иное, нежели в настоящее время.
"Бей в мою голову!", "За все один в ответе!" - такого рода восторженные
восклицания были до того общеупотребительны, что ни в ком даже не возбуждали
удивления. Взирая на эти подвиги человеческой самоотверженности (я
совершенно вправе назвать их таковыми, потому что большинство их все-таки
оканчивалось в уголовной палате), никто не восклицал: какое великодушие! -
но всякий считал их делом вполне обыкновенным, нимало не выходящим из общего
репертуара привилегированных занятий. Но и за всем тем, повторяю, никому из
наших предков и на мысль не приходило обкладывать самих себя, хотя в
некоторых случаях подобное самообкладывание, в смысле удовлетворения
внезапному наплыву чувств, могло обойтись даже дешевле, нежели, например,
подарок пятидесяти мужицких дворов заезжему маркизу де Безе.
Но ежели ни фрондерство, ни наплыв чувств не могли произвести
самообкладывания, то нужно ли доказывать, что экономические вицы, вроде
того, что равномерность равномерна, а равноправность равноправна, - были тут
ни при чем? Нет, об этом нет надобности даже говорить. Как люди интересов
вполне реальных, наши деды не понимали никаких вицев, а, напротив того,
очень хорошо понимали, что равномерность именно потому и называется
равномерностью, что она никогда не бывает равномерною.
Очевидно, стало быть, что мысль о самообкладывании принадлежит всецело
нам, потомкам наших предков, и должна быть рассматриваема как результат:
во-первых, способности выдерживать наплыв чувств, несколько большей против
той, которою обладали наши предки, во-вторых, вечно присущей нам мысли о
якобы правах и, в-третьих, нашей страсти к политико-экономическим вицам.
Что наплыв чувств, и притом с подкладкой более или менее либеральною,
составляет главную основу нашей теперешней жизни - против этого я никаких
возражений не имею. Всякая либеральная восторженность есть плод той привычки
к обобщениям, которою предки наши, как люди неразвитые, обладать не могли.
Им жилось, по-своему, хорошо, но у них был очень важный недостаток: они не
понимали, что другие тоже имеют основание желать, чтобы и им жилось хорошо.
Они смотрели на вещи исключительно с точки зрения их конкретности и никогда
не примечали тех невидимых нитей, которые идут от одного предмета к другому,
взаимно уменьшают пропорции явлений и делают их солидарными. Поэтому они
были, так сказать, поставлены даже вне возможности обобщать.
Мы, в этом отношении, стоим неизмеримо выше наших предков. Мы не только
фактически констатируем, что между жизненными явлениями существуют
соединительные нити, но и понимаем, что, в каких бы благоприятных условиях
ни стоял человек, он не может быть вполне счастливым, если его окружают
несчастливцы.




Страницы (322) :Полный текст книги
Перейти к титульному листу
Версия для печати


 <<    ...   83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98  ...    >> 


Тем временем:

... "У тебя, видно, говорят, такой же ум-то, как у ребенка. Мол - глуп, ну и балует; вырастет, умнее будет, перестанет баловать". Только неправда это, Аннушка, неправда! Умней они не бывают. Я сорок лет здесь живу, всех знаю; вырасть - вырастут, и рукой его не достанешь, а ум все тот же. А то вот одному недавно стал жаловаться на сына; а он мне что сказал! "Я, говорит, до семи бед коплю, у меня положёное, это еще третья. Как семь бед сделает, так отстегаю". А другой говорит: "Ты служил?" - "Служил, говорю". - "Отчего ж на тебе кавалерии нет? Кабы была кавалерия, никто б тебя не посмел тронуть; значит, ты сам виноват". Вот с ними и толкуй! Да и жаловаться-то нельзя. "Ты, говорят, все с претензиями, ты неспокойный сосед, ты претендент!" Аннушка, какой же я претендент! Какой я претендент! Ну, и терпишь, потому что ссориться с ними нельзя, кушать будет нечего. Мы от них же крохами побираемся. Поссорься с одним, с другим, так и придется зубы на полку положить. А вот я со всеми в ладу, я все больше шуточкой, шуточкой, а где так и поклонами. Оно точно, что на тебя как на шута смотрят, да зато кормимся.


Анна Павловна. Папенька!


Оброшенов. Что, дочка?


Анна Павловна. Неужли нельзя обойтись без этого?


Оброшенов. Без чего? Без шутовства-то?


Анна Павловна. Да, папенька, без унижения. Нам жалко вас.


Оброшенов. Не жалко вам, а стыдно за меня, стыдно, вот что. Ты думаешь, я не вижу? Вижу, Аннушка, давно вижу.


Анна Павловна. Вы, папенька, в таких летах! Мы вас так любим. Нам с сестрой хотелось бы, чтобы вас все уважали.


Оброшенов. Мало ль чего нет! Где уж нам! Какое уважение! Были бы сыты, и то слава богу. Не до жиру, дочка, не до жиру, быть бы живу!


Анна Павловна. А каково смотреть-то на вас!


Оброшенов. Ну, что ж делать-то! И рад бы в рай, да грехи не пускают. Ты, может, думаешь, что я всегда такой был? Ну, нет, брат...

Островский Александр Николаевич   
«Шутники»





Смотрите также:

М. Е. Салтыков-Щедрин (краткая биографическая справка)

Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова

А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин

Сатира Салтыкова-Щедрина

Памятник русским писателям Литераторские Мостки


Все статьи



Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Жанр сказки в творчестве М. Салтыкова-Щедрина

Журнально-публистическая деятельность М.Б.Салтыкова-Щедрина

Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина)


Все рефераты и сочинения



Другие ресурсы сети:

Берроуз, Уильям Сьюард (William Seward Burroughs)

Карамзин Николай Михайлович

Полный список электронных библиотек, созданных и поддерживаемых под эгидой Российской Литературной Сети представлен на страницах соответствующих разделов веб-сайта Rulib.net





Информация о литературной сети
Принять участие в проекте


Администратор сайта и координатор проекта не несут ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями, однако принимают все необходимые и достаточные меры для контроля. Перепечатка материалов сервера возможна лишь при обязательном условии ссылки на ресурс http://www.saltykov.net.ru/, с указанием автора материала и уведомлением администрации ресурса о дате и месте размещения.
Проект осуществляется при информационной поддержке "Библиотеки зарубежной фантастики и фэнтези".
IQB Group: создание сайтов и web дизайн, продвижение сайтов и оптимизация сайта.