Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
читайте также:
"К тому все и шло", -- подумали оба. Для Блена это была единственная возможность прояснить ситуацию, а для Гредзинс..
Тонино Бенаквиста   
«Кто-то другой»
читайте также:
времена греков) | Четвертый век | Разум..
Одоевский Владимир Федорович   
«Наука инстинкта. Ответ Рожалину»
читайте также:
) Отыскиванием истины математической, научной считаете похвальным заниматься. Разрешением разных восточных, римских вопросов можно заниматься. Можно заниматься пис..
Толстой Лев Николаевич   
«Моя жизнь и В чем моя вера ? (плановые заметки и варианты)»
       Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринПроизведенияГоспода ташкентцы
Ваши закладки:
Вы читаете «Господа ташкентцы», страница 4 (прочитано 1%)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Господа ташкентцы»


Очень долгое
время область профессий представляла у нас сферу совершенно отвлеченную,
основу которой составляли не люди, а тени. X. взывал об удовлетворении, но в
глазах людей профессии он не существовал как живое лицо, а существовало лишь
"дело об X., ищущем удовлетворения". Z. томился в тюрьме, но и он как живое
лицо был неизвестен, а известно было только "дело об Z., томящемся в
тюрьме". Речь шла не об действительной участи людей, а о решении уравнений с
одним или несколькими неизвестными. Но когда живые люди постепенно доводятся
до состояния теней, то они и сами начинают сознавать себя тенями, и в этом
качестве делаются вполне равнодушны к тому, какие решаются об них уравнения
и какие пишутся статистики. Вот тут-то и настигают их "свежие" люди. Сначала
они совестятся и довольствуются только простыми уравнениями; потом делаются
дерзкими и начинают требовать статистик. Какие плоды приносит их
подтягивательная деятельность - они не знают, да и знать, по правде, не
нужно, потому что, наверное, она никаких плодов не принесет. "Все равно,
братцы, помирать!" - говорят люди, и действительно начинают помирать, как
будто и невесть какое мудрое дело делают.
И что всего удивительнее, эта "свежесть" допускалась не только в
области деятельности спекулятивной, но и в области ремесл, где, по-видимому,
прежде всего требуется если не искусство, то навык. И тут люди, по
приказанию, делались и портными, и сапожниками, и музыкантами. Почему
делались? - а потому, очевидно, что требовались только _простые_ сапоги,
_простое_ платье, _простая_ музыка, то есть такие именно вещи, для
выполнения которых совершенно достаточно двух элементов: приказания и
готовности. Кукольник знал, что говорил, когда вызывался хоть сейчас быть
акушером. Он понимал, что тут предстоит акушерство самое упрощенное, или,
лучше сказать, не столько акушерство, сколько выражение готовности.
Таким образом оказывается, что, как ни велика наша талантливость,
все-таки она может считаться действительною лишь до тех пор, пока существует
беспредметность профессий или, говоря другими словами, покуда можно все
сапоги шить на одну ногу. Как скоро давальцы начнут требовать сапогов, шитых
по мерке, никакие приказания не помогут нашей готовности. Еще Петр Великий
изволил приказать нам быть европейцами, а мы только в недавнее время
попытались примерить на себя заправское европейское платье, да и тут все
раздумываем: не рано ли? да впору ли будет? - Как хотите, а горше этой
формулы самоуничижения даже выдумать трудно.
От чего же мы отбояриваемся? что защищаем? Очевидно, мы защищаем то
выморочное пространство, которое после приказания Петра Великого: быть всем
россиянам европейцами, - так и осталось ненаполненным. Нет у нас ничего,
кроме пресловутой талантливости, то есть пустого места, на котором могут
произрастать и пшеница и чертополох.




Страницы (301) :Полный текст книги
Перейти к титульному листу
Версия для печати


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  ...    >> 


Тем временем:

... То-то же... Слава богу, такой же она человек, как и все... да еще я вам скажу... вы вот только через пятнадцать лет пряжку за беспорочную службу получите, а ведь она у меня... ну, понимаете... со двора ни ногой... присмотр за ней был строжайший всегда... сами можете рассудить... голубица... Петербург — не глушь какая-нибудь... Суньтесь-ка... да вы, я вам скажу, Иван Федорыч, такого кусочка ввек не видали... хе-хе-хе!.. Богачи, знаете... у них тысячи нипочем... ко мне захаживали... будто денег занять... Хе-хе-хе!.. а сам бы, я думаю, тысяч пять отвалил!
   Налимов. Ах, Потап Иваныч!
   Лоскутков. Ну что Потап Иваныч! Чего испугались? Я дело говорю.
   Налимов. Вы за деньги готовы отца родного продать!
   Лоскутков. А что?.. Да уж умер... царство ему небесное (крестится), в академию медицинскую можно бы... да жена тогда была еще жива... Куда! руками и ногами! А ведь сгнил же в земле.
   Налимов. И все сгнием, Потап Иваныч.
   Лоскутков. Сгнием, сгнием, и пеплу нашего не останется!... Ох! грешные мы люди. (Вздыхает.) Вот па днях умер художник Косточкин... недели за две до смерти пришел ко мне... ради бога, говорит, одолжите двадцать пять рублей, только на два дня... я вам в заклад картину принесу... одна рама, говорит, больше стоит... (Показывая на картину.) Вот эта самая... всё говорил — знаменитого художника какого-то... просил не продавать... непременно, говорит, выкуплю... Да вот и надул, шельма! Взял да и умер в самый день срока! Уж нет хуже народа, как художник, сапожник, извозчик да перевозчик,— правду пословица говорит. Купите, Иван Федорыч, картину... недорого... свою цену возьму... ей-богу, свою... положите пятьдесят рубликов.
   Налимов. Да на кой мне ее черт?.. (В сторону.) Ах! какая мысль пришла мне в голову... Хорошо, ей-богу, хорошо. (Подходит к картине.) Картина удивительная в самом деле... вы дешево ее не отдавайте, она, я думаю, тысячи две или три стоит.
   Лоскутков (с радостью). Три тысячи!.. Благодетель... Неужели?
   Налимов...

Николай Алексеевич Некрасов   
«Петербургский ростовщик»





Смотрите также:

Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова

А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин

К. Арсеньев. Салтыков Михаил Евграфович (Щедрин)

М. Е. Салтыков-Щедрин (краткая биографическая справка)

Памятник русским писателям Литераторские Мостки


Все статьи



Иго безумия в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сказки Салтыкова-Щедрина — вид сатиры

Прием гротеска в одном из произведений рус-ской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки».)

Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина


Все рефераты и сочинения



Другие ресурсы сети:

Берроуз, Уильям Сьюард (William Seward Burroughs)

Карамзин Николай Михайлович

Полный список электронных библиотек, созданных и поддерживаемых под эгидой Российской Литературной Сети представлен на страницах соответствующих разделов веб-сайта Rulib.net

Спонсоры проекта:


Гарнитур Фиренция от Группа Компа-С

Экраны обратной проекции Vutec PrismaTec 66 от Солярис.ру.





Информация о литературной сети
Принять участие в проекте


Администратор сайта и координатор проекта не несут ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями, однако принимают все необходимые и достаточные меры для контроля. Перепечатка материалов сервера возможна лишь при обязательном условии ссылки на ресурс http://www.saltykov.net.ru/, с указанием автора материала и уведомлением администрации ресурса о дате и месте размещения.
Проект осуществляется при информационной поддержке IQB Group: создание сайтов и web дизайн, продвижение сайтов и оптимизация сайта.