Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
читайте также:
              9 Наташа смутным..
Фет Афанасий Афанасьевич   
«Две липки»
читайте также:
Пуская Дмитревский вздыхание и стон, Явил Петрополю красы котурна он: Проснулся и пришел на Невский брег Барон, А ты, с приятностью прелестныя Венеры, С..
Александр Петрович Сумароков   
«стихи 1766 года»
читайте также:
                       Былое не волнует грудь,   &nbs..
Огарев Николай Платонович   
«Стихотворения»
       Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринПроизведенияПошехонская старина. Начало
Ваши закладки:
Вы читаете «Пошехонская старина. Начало», страница 1 (прочитано 0%)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Пошехонская старина. Начало»


ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА



Вступительная статья С. Макашина
Иллюстрация художника А. Ванециана

"Пошехонская старина" М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826 - 1889) -
крупнейшее произведение русской литературы о крепостном строе и, вместе с
тем, великий художественный суд над этим строем писателя-демократа.

70301-272
P-------------80 - 4702010100
080(02) - 80

Текст печатается по изданию: М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений
в 20-и т., Т. 7. М., Ш75.


О "ПОШЕХОНСКОЙ СТАРИНЕ"




"Пошехонская старина", появившаяся в 1887 - 1889 годах в журнале
"Вестник Европы", - последнее произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Им
закончился творческий и жизненный путь писателя. В отличие от других его
вещей оно посвящено не злободневной современности, а прошлому - жизни
помещичьей семьи в усадьбе при крепостном праве. По своему материалу
"Пошехонская старина" во многом восходит к воспоминаниям автора о своем
детстве, прошедшем в родовом дворянском гнезде, в самый разгар крепостного
права. Отсюда не только художественное, но и также историческое и
биографическое значение этого монументального литературного памятника, хотя
он не является ни автобиографией, ни мемуарами писателя.
"Пошехонская старина" - многоплановое произведение. Око совмещает в
себе три слоя: "хронику" или "житие" - повесть о детстве (предполагалось и
о юности) на автобиографической основе; историко-бытовую панораму - картины
жизни в помещичьей усадьбе, при крепостном праве и публицистику - суд
писателя-демократа над крепостническим строем и обличение духа
крепостничества в идеологии и политике России 80-х годов прошлого века.
Первые два слоя даны предметно (сюжетно). Последний содержится в авторских
"отступлениях", кроме того, он задан в подтексте произведения, заключен в
идейной позиции автора.
Русская литература XIX века знает несколько автобиографических
повествований о детстве, признаваемых классическими. "Пошехонская
старина" - одно из них. Хронологически она занимает место после "Семейной
хроники" и "Детских годов Багрова внука" С. Аксакова и "Детства" и
"Отрочества" Л. Толстого и предшествует "Детству Темы" Н.
Гарина-Михайловского. Не уступая названным произведениям в художественной
силе и яркости красок (хотя и крайне суровых тонов), салтыковская "хроника"
отличается от них глубиною своего социального критицизма, пронизывающего
все повествование. С этой особенностью "хроники" связано и принципиально
иное, чем у названных писателей, отношение Салтыкова к автобиографическому
материалу. Он используется не только и не столько для субъективного
раскрытия собственной личности, душевного мира и биографии повествователя,
сколько для объективного обозрения изображаемой социальной действительности
и суда над нею.




Страницы (201) :Полный текст книги
Перейти к титульному листу
Версия для печати


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  ...    >> 


Тем временем:

... На наших женщин напали с двух сторон: во-первых, их раскритиковали в пух как воспитательниц; во-вторых, - как часть воспитывающегося и вырастающего молодого поколения. Матерям и воспитательницам наша литература говорила безо всяких обиняков: "Вы воспитываете скверно, вы сами пусты, вы живете нарядами и выездами, вы не думаете о страшной ответственности, которая лежит на вас перед обществом, перед родиною, перед собственною совестью. Покайтесь и обратитесь на путь истины". Обращаясь к воспитанницам, литература наша даже их умела обвинить в том, что они получили с самых малых лет скверное направление, что они не любят науки, равнодушны к интересам своего развития, обожают своих учителей, начинают кокетничать чуть не с пеленок и, достигши шестнадцатилетнего возраста, норовят выйти замуж за кого попало. Я возьму только один факт этого обвинения и докажу вам, что по своей идее он нисколько не лучше тех двух примеров, которые я привел выше.
В первом примере грек дуется на свою жену за ее неразвитость, которую он же сам поддерживает в ней своим обращением с нею.
Во втором примере мусульманин колотит свою одалиску за неверность, которую он же сам вызывает своею невнимательностью.
В третьем примере литераторы наши ругают женщин за их ветреность, за их пустоту, которая поддерживается складом всего общества и в которой виноваты одни мужчины, как единственные деятельные члены этого общества.
Наши русские матери плохо воспитывают, - согласен; да где ж им было научиться приемам здравой педагогики? Где им было проникнуться человеческими идеями? Наши матери занимаются устройством своих куафюр или маринованием грибов, - опять-таки согласен. Да что же им делать, когда они ничего лучшего не знают? А не знают они потому, что с ними никто по-человечески не говорил...

Писарев Дмитрий Иванович   
«Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»





Смотрите также:

М. Е. Салтыков-Щедрин (краткая биографическая справка)

К. Арсеньев. Салтыков Михаил Евграфович (Щедрин)

Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова

А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин

Памятник русским писателям Литераторские Мостки


Все статьи



Сатирическая хроника русской жизни

Сатирический талант писателя Щедрина

Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина)

Салтыков Щедрин и Шварц.

Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина


Все рефераты и сочинения



Другие ресурсы сети:

Берроуз, Уильям Сьюард (William Seward Burroughs)

Карамзин Николай Михайлович

Полный список электронных библиотек, созданных и поддерживаемых под эгидой Российской Литературной Сети представлен на страницах соответствующих разделов веб-сайта Rulib.net