Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
читайте также:
Второй пожилой китаец, начав было что-то записывать в гроссбух, остановился и тоже озадаченно посмотрел на Хандзабуро...
Рюноскэ Акутагава   
«Лошадиные ноги»
читайте также:
Они стреляли так часто. Нужно повернуть голову и посмотреть. Теперь это сделать удобнее, потому что еще тогда, когда я, очнувшись, видел травку и муравья, п..
Гаршин Всеволод Михайлович   
«Четыре дня»
читайте также:
Я с детства понимать привык Твое молчание немое И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное...
Никитин Иван Саввич   
«Стихотворения»
       Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринПроизведенияДневник провинциала в Петербурге
Ваши закладки:
Вы читаете «Дневник провинциала в Петербурге», страница 17 (прочитано 5%)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Дневник провинциала в Петербурге»



Бушевание было для него не целью, а символом. Он сознавал себя
представителем своего права, и по случаю этого права предавался всякого рода
необузданностям, с полною уверенностью, что они пройдут для него
безнаказанно. Необузданность и безнаказанность были два понятия, которые шли
рядом и взаимно друг друга оплодотворяли. Необузданность льстила грубому
чувству сама по себе, а безнаказанность усложняла получаемое от
необузданности удовольствие и придавала ему некоторую пикантность.
Посмотрите: все люди ходят опасно и жмутся к стороне, а дедушка Матвей
Иваныч один во всякое время мчится вихрем по улицам, разбивает наголову
полицию и бьет в трактирах посуду! Как хотите, а такое обладание монополией
необузданности не могло не льстить чувству человека, не обладавшего особенно
утонченным развитием...
Сами по себе взятые, такого рода удовольствия, даже в глазах очень
грубых людей, не могли казаться ни особенно разнообразными, ни особенно
умными. Я думаю, что непрерывное их повторение повергло бы даже дедушку в
такое же уныние, как и меня, если бы тут не было подстрекающей мысли о
каких-то якобы правах. Но в том-то и дело, что эта подстрекающая мысль
сказывалась на каждом шагу, напоминала о себе ежеминутно. Известно, что наши
предводители дворянства считали своим долгом пикироваться с губернаторами и
даже, по временам, подставлять им ножки. Если б кто-нибудь взял на себя труд
обстоятельно написать историю этих пикировок, вышла бы очень интересная
история, из которой всякий увидел бы, что это был просто глупый обычай, по
поводу которого можно только развести руками. Обе стороны лаяли в буквальном
смысле этого слова, лаяли бессознательно, беспричинно, просто потому, что
исстари так уж заведено. Но ведь дело не в том, глупо или умно было
содержание пикировки, а в том, что вот ни один курицын сын не смеет ее
производить, а я, имярек, произвожу - и горя мне мало. Конечно, и это
опять-таки вносило в жизнь наших пращуров глупость сугубую, но так как это
была глупость предвзятая, то она невольным образом получала все свойства
убеждения. Что может быть глупее, как сдернуть скатерть с вполне
сервированного стола, и, тем не менее, для человека, занимающегося подобными
делами, это не просто глупость, а молодечество и даже, в некотором роде,
рыцарский подвиг, в основе которого лежит убеждение: другие мимо этого
самого стола пробираются боком, а я подхожу и прямо сдергиваю с него
скатерть! Таким образом, натешившись вдоволь в губернии, то есть огласивши
неслыханным криком собрание и неслыханным пьянством гостиницы,
напикировавшись с губернатором и кинувши подачку прочим чинам, наши пращуры
возвращались в свои дворянские гнезда и предавались там дворянским
удовольствиям.




Страницы (322) :Полный текст книги
Перейти к титульному листу
Версия для печати


 <<    ...   9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24  ...    >> 


Тем временем:

... Вшел я в боярские покои; подошла ко мне боярская боярыня. Не чудно ли это, что дьячью служанку называли боярынею? Сия боярыня была охвата в два, в подкапке, в телогрее и босиком. "Боярин,— говорила она,— в мыльне и уже выпарился, скоро изволит выйти". Подьяческое племя с самого младенчества привыкает, и терпят они легко, как их по спине секут, а намерение то, чтобы не тако трудно было телесное наказание, ежели по силе уложенья и указов нужда того потребует, и заставляют подьячие холопьям своим сечь себя в бане и велят себя до тех сечь пор, покамест побагровеет спина; как они под патогами ни кричат, однако когда то окончится, так они становятся еще бодряе того, нежели были, и ради того патоги — их обыкновенная забава, и чтобы воскресенье как праздничный день проводить им повеселяе, так они по всякую субботу себя сечь приказывают, хотя иные говорят, будто они терпят это добровольно за соделанные во всю неделю плутни и что перед праздником полагают на себя сию епитимью, подобием христиан Западной церкви, и что подьячие, не дав себя ввечеру в субботу высечь, не ходят к обедне в воскресенье, а когда и придут, так стоят только в трапезе, будучи оскверненны. Я бы к нему в субботу ввечеру, конечно, не роехал, ведая, что все приказные служители секутся в это время в банях патожьями; да что делать? я был кадет; в прочие дни надлежало учиться и быть у себя, а воскресенье для кадетов — день отдохновения, а для подьячих — день пьянства, и так один только вечер субботы мне к тому остался. Вышел боярин из застенка; я ему подал письмо, а того, что я с деньгами пришел, он не ведал и принял меня спесиво. Я ему подал грамотку, он надел очки, грамотку распечатал и почал читать. Суровый его вид переменился, когда он дочел до того места, где о пятидесяти рублях помянуто было. Прочет письмо, обозрел меня очень жадно, со мною ли те деньги, и когда я ему стал их подавать, говорил он: "На что это? это, право, напрасно". О приказная душа! на что было такое лицемерие? — говорит: "На что это?" — и берет. А что это напрасно, это подлинно: я это знал, хотя бы ты и не сказал...

Александр Петрович Сумароков   
«О думном дьяке, который с меня взял пятьдесят рублев»





Смотрите также:

М. Е. Салтыков-Щедрин (краткая биографическая справка)

Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова

К. Арсеньев. Салтыков Михаил Евграфович (Щедрин)

Сатира Салтыкова-Щедрина

А. С. Бушмин. М. Е. Салтыков-Щедрин


Все статьи



М. Е. Салтыков-Щедрин — сатирик

Художественное своеобразие «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников


Все рефераты и сочинения



Другие ресурсы сети:

Берроуз, Уильям Сьюард (William Seward Burroughs)

Карамзин Николай Михайлович

Полный список электронных библиотек, созданных и поддерживаемых под эгидой Российской Литературной Сети представлен на страницах соответствующих разделов веб-сайта Rulib.net





Информация о литературной сети
Принять участие в проекте


Администратор сайта и координатор проекта не несут ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями, однако принимают все необходимые и достаточные меры для контроля. Перепечатка материалов сервера возможна лишь при обязательном условии ссылки на ресурс http://www.saltykov.net.ru/, с указанием автора материала и уведомлением администрации ресурса о дате и месте размещения.
Проект осуществляется при информационной поддержке "Библиотеки зарубежной фантастики и фэнтези".
IQB Group: создание сайтов и web дизайн, продвижение сайтов и оптимизация сайта.